Рейтинг@Mail.ru
Престиж рабочей профессии

Запишись в активисты
Фамилия
Имя
Адрес:
Телефон:
Введите код с картинки:

Престиж рабочей профессии

газета «Соцгород», г. Челябинск, 9.06.2011 г.

Рисунок1.png

Система образования в любой стране находится в тесном взаи­модействии с экономикой и политикой государства, и професси­ональное образование не является исключением. За последние годы мы все острее ощущаем нехватку настоящих профессионалов во всех сферах. Что же все-таки происходит с унаследованной нами стройной советской системой начального и среднего профессионального образования, готовившего квалифицированные рабочие кадры? Об этом наш разговор с депутатом Законодательного Собрания Челябинской области, Председателем Совета Движения «Соцгород» Андреем Барышевым:


Cейчас уже пришло понимание, что образование советского периода было ка­чественным. Оно до сих пор считается лучшим в мире. СССР входил в тройку самых образованных стран. Что мы получили в результате по сути дела бездействия государства в сфере профессионального образования за последние десятилетия? Полуграмотных выпускников школ, никому не нужных и ничего не умеющих дипломированных специалистов, не желающих трудиться. В почете у современного поколения «ленивые» профессии, не требующие особого труда. Сегодня среди молодежи совершенно не престижны рабочие специальности. Как следствие, в России уже достаточно остро ощущается нехватка квалифицированных рабочих рук. У нас давно наметилась и растет тенденция к оттоку наиболее квалифицированных мастеров производственного обучения и преподавателей спецпредметов из системы начального профессионального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) по простой и понятной причине — крайне низкий уровень заработной платы. Он в среднем от 4-х до 10 раз ниже, чем на производстве. В Китае, например, он выше, чем в среднем по промышленности в 5-6 раз, что привлекает по понятным причинам луч­ших специалистов и профессионалов. Вторая причина вырождения НПО и СПО — нижайший уровень бюджетного обеспечения, оно сегодня не превыша­ет 40-50% от необходимого. От этого страдает, прежде всего, учебно-материальная база. Морально-технический износ оборудования составляет 75-80%. Крайне низки возможности социальной защиты учащихся ПТУ, а ведь именно здесь сосредоточена большая доля подростков из малообеспеченных и трудных семей, причем половина таких детей из неполных семей. И сегодня многие идут в ПТУ только потому, что там кормят, вернее — должны. Стипендия обучающегося в профтехучилище — 315 рублей. Разве может она решить хоть одну проблему учащегося, начиная с оплаты за проезд. И, самая, на мой взгляд, главная причина — разрушена прочная связь учебных заведений с предприятиями, для которых они еще недавно готовили кадры. Сейчас, когда потребность в мало-мальски грамотной обслуге для сырьевой империи достаточно велика, рынок выпускников учебных заведений состоит на 40% из юристов и экономистов. Из них в промышленных отраслях специализируются лишь 18%, в транспортных 7%, столько же в строительстве, а в агропромышленном ком­плексе 4%. Столь катастрофическая ситуация — результат стихийно пущенной на самотек сферы низового профобразования, поскольку государственная стратегия в области НПО и СПО практически перестала существовать. Передача обеспечения учебных заведений с федерального на региональный уровень заметно снизила объемы финансирования, отчего многие ПТУ и техникумы просто закрылись. А затраты на одного обучающегося в региональных учебных заведениях значительно ниже, чем в федеральных. Непродуманность законо­дательства в регулировании порядка призыва на военную службу для студентов ведет к параличу деятельности многих техникумов и колледжей — 40% их студентов подлежат призыву. А много ли студентов после службы возвращаются к учебе в этом учебном заведении? В результате теряются не только потенциальные специалисты, но и средства, уже потраченные на их обучение. И в результате такой «политики государства» мы получили, что только в Челябинской области за пять лет число обучающихся в учреждениях начального профессионального образования уменьшилось в два раза. Если в 2006 году в имеющемся 91 училище обучались 41,5 тысяч человек, то в 2010 — в оставшихся 79 учреждениях — 22,6 тысяч. А за последний год мы потеряли еще 9 учреждений начального профобразования.


Андрей Викторович, по-вашему, как спасти отечественную систему профтехобразования?

— Пока власть всерьез и надолго не озаботится проблемами НПО и СПО си­туация меняться не будет. И тут в некотором смысле, даже велосипед изобретать не надо — следует просто вернуться к тому, что было раньше. И надо спасать всю сферу образования, а не только профтехобразование, потому что эти вещи взаимосвязаны. В первую очередь нужно вернуть в нашу жизнь то, что является главным в воспитании подрастающего поколения — с раннего возраста приучать детей к труду и прививать им уважение к любой работе. Помню, каким авторитетом для нас, подростков, был школьный учитель труда и с каким удовольствием мы мастерли свои первые в жизни та­буретки, учились работать на металлообрабатывающих станках. А сейчас в результате реформ в школах практически уничтожены уроки труда. Существует предмет под названием «технология труда». Но на нем учат чему угодно, только не умению вбить гвоздь или починить кран. Образовательные учреждения вправе выбирать направление подготовки по этому предмету и большинство предпочитают компьютерные технологии. Никто не спорит, что знание компьютера в сегодняшнем мире необходимо. Но с трудовым обучением это не имеет ничего общего. Мальчикам, неважно какую профессию они изберут в будущем, но было бы полезным научиться работать, например, на токарном станке, или что-то смастерить своими руками, а девочкам на уроках домоводства готовить и шить. Это умение поможет молодому человеку утвердиться в жизни, достойно содержать себя и семью.


Вы, кстати, сами начинали свою трудовую биографию с рабочей профессии…

— Работал автослесарем на автобазе. Династия у нас рабочая: дед и отец трудились на металлургическом заводе. Так что пример для подражания был. К сожалению, иногда бытует мнение, что если ты взял в руки сварочный аппарат или гаечный ключ, то ты — неудачник. Сегодня очень нужна про­паганда на государственном уровне.


У нас такой пропаганды нет?

— У нас вообще отсутствует политика государства в этом вопросе, но, несмотря на это, еще не все потеряно в нашей стране в вопросе подготовки рабочих кадров. Есть замечательные мастера производственного обучения, есть молодые люди, осознанно выбирающие рабочую профессию. Государство, повторюсь, должно взять, наконец на себя ответственность за всю систему образования и за профтехобразование в частности, приняв для этого простые и конкретные меры: увеличить бюджет на образование; ввести федеральные дотации на содержание образовательных учреждений, если оно не под силу региону; зарплату преподавателям производственного обучения установить на уровне работающих на производстве; внести поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе» в части отсрочек для учащихся в системе СПО; поднять стипендии учащимся до уровня прожиточного минимума.

Без серьезных корректив в сфере профобразования мы вообще не можем рассчиты­вать на какое-либо развитие промышленности, не говоря уже о высоких технологиях. Государству нужны крепкие рабочие руки, а выпускникам ПТУ реальная специальность, приносящая деньги и признание в обществе.

Светлана Николаева


Количество показов: 1127

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 
blog4.jpg

Я родился и вырос в Челябинске, на Южном Урале. Это мой дом, моя малая Родина, и мне не безразлична её судьба. Я готов открыто говорить о проблемах, которые волнуют всех жителей Челябинской области, и решать их вместе с вами.






Видео о "Соцгороде"


все видео