ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
Встречая новый год, традиционно принято подводить итоги. О состоявшихся и грядущих событиях, планах и прогнозах на будущее наш сегодняшний разговор с депутатом Законодательного Собрания Челябинской области, председателем Совета Общественного Движения «Соцгород» Андреем Барышевым.
Анна МАКСИМОВА, фото Антон КРУПИН
Андрей Викторович, каким был прошедший год для Челябинска?
Объективности ради, нужно сказать, что в Челябинске было сделано немало, несмотря на кризис и все катаклизмы. Есть, несомненно, положительные достижения в жилищном и дорожном строительстве, развитии социальной сферы. К началу 2012 года Челябинску удалось выйти на рубеж 800 тысяч квадратных метров сданного жилья, тогда как в 2008 году, который был рекордным в этом отношении, было сдано лишь 518 тысяч квадратных метров. У Челябинска неплохие перспективы для решения проблемы ветхоаварийного жилья. В целом, с учетом средств застройщиков, в 2011 году в городе было снесено 27 тысяч квадратных метров ветхоаварийного жилья. На 2012 год объемы этой программы планируется увеличить. Хорошими темпами велось дорожное строительство. Сегодня Челябинск среди городов-миллионников выгодно отличается качеством дорог и транспортной инфраструктуры, и как результат, у нас почти нет пробок. В ближайшие годы по прогнозам в Челябинске будет зарегистрировано 500 тысяч машин. Поэтому, чтобы не растерять успех, эта работа должна быть продолжена. Вызывает озабоченность и тот факт, что ряд объектов дорожного строительства остался незавершенным по причине недостатка бюджетных средств.
При прогнозировании доходной составляющей бюджета области часть налогов от крупных промышленных предприятий, а это несколько миллиардов рублей, предполагаемых в областной бюджет, были исчислены некорректно. Предприятия вложили их в развитие собственного производства, что, в общем-то, не противоречит закону, но вследствие чего образовался дефицит бюджета. А федеральные деньги доходят до нас не в том объеме, который нужен для реализации начатых планов.
В декабре 2011 года был утвержден бюджет города Челябинска на 2012 - 2014 годы. Его доходы в наступающем году составят 18,5 млрд. руб. Из них на образование, здравоохранение, культуру, социальную политику и спорт будет потрачено более 80%. Планы хорошие, но хотелось бы, чтобы они осуществились. При формировании городского бюджета за основу был взят умеренный вариант прогноза социально-экономического развития.
И все же не обошлось без запланированного дефицита бюджета, который составит 10%. В последующие годы планируется поэтапное сокращение дефицита, но это возможно только при благоприятном развитии экономики. Из приоритетов, конечно же, были и остаются важнейшие социальные направления: образование, здравоохранение, экология, ЖКХ.
Как Вы оцениваете ситуацию в стране на ближайшее время?
В данном случае политическую ситуацию в стране нужно рассматривать в контексте с экономической, и не только в России. Мы вступаем в очень непростой период мирового экономического кризиса и все это на фоне увеличивающегося оттока капитала из России, падения уровня производства и серьезного дефицита бюджета. Прогноз же, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. Не стоит безоговорочно доверять предвыборным обещаниям, а нужно смотреть на ситуацию реально.
Федеральный бюджет у нас пока только снижается, а принятый на 20122014 годы находится в зоне повышенного риска и не отвечает тем целям, которые правительство страны обозначало в прогнозах и отчетах. При определенных обстоятельствах существует реальная угроза его неисполнения.
Приведу пример, расходы на такую важную сферу, как ЖКХ, согласно принятому федеральному бюджету на 2012 год по отношению к прошедшему году значительно сокращаются (более 90 млрд. руб.). А это значит, что вся ответственность за содержание и восстановление полуразрушенного коммунального хозяйства опять ложится на плечи народа. При том, что доля ветхого жилья с 1990 года выросла в стране в 6 раз.
На образование также выделяется в 2 раза меньше минимально необходимых средств. Прикрываясь модернизацией, идет дальнейшее сокращение расходов. Бюджет не оставляет реальных надежд и на улучшение системы здравоохранения. На ее обеспечение в 2014 году планируется выделить на 90 млрд. руб. меньше, чем в 2012 году. С учетом инфляции это сокращение составит 25-30%. Почти в 1,5 раза сокращаются также расходы на физкультуру и спорт.
Все это неминуемо коснется и Челябинской области. Оптимизм в том, что у нашего региона мощный экономический потенциал, мы переживали времена и хуже. Нужно работать и, какие бы трудности не приходилось преодолевать, позитивный настрой должен присутствовать. Это залог успешного выполнения задач.
В своем социально-экономическом прогнозе вы приводите не очень утешительные цифры. Можете назвать основные причины такого падения?
Может быть, повторюсь, но стоит еще раз отметить, что на это влияет целый ряд экономических и политических факторов как мировых, так и «домашних», российских.
И все же скажите, хотя бы в двух словах, о наших, «домашних»...
Мы парадоксальным образом не используем мощный потенциал, данный нам самой матушкой природой. Продажа сырьевых ресурсов может быть оправдана только внедрением высоких технологий и развитием собственного конкурентоспособного производства. Об этом говорится много, но «воз пока и ныне там». Нет ни четкой программы, ни условий для развития реального сектора производства.
Необходимо менять систему кредитования в банковской сфере, так как под такие кредитные ставки в наших условиях любые серьезные начинания в сфере реального производства просто обречены изначально. Остаются лишь некоторые примитивные схемы по спекулятивному принципу.
Бесконечное реформирование системы образования может привести к полной ее деградации. Создается впечатление, что реформаторы, в ходе затянувшегося эксперимента уже сами не знают, чего хотят получить в итоге.
Нынешнее состояние системы среднего профессионального и технического образования вообще вне всякой критики, и уже сейчас мы сталкиваемся с резким дефицитом квалифицированных рабочих кадров. Может так случиться, что даже при правильной организации процесса научно-технический прогресс будет осуществлять просто некому.
Необходимо продолжить реформирование системы ЖКХ: жилфонд в целом по стране, несмотря на уже предпринятые меры, все еще нуждается в государственной поддержке. Собственникам многоквартирных домов, которым по 40-50, а то и более лет, сделать капитальные ремонты самим не под силу и это очевидно.
Тарифы естественных монополий на электричество, газ, тепло выросли до неприличных размеров, и лежат тяжелым грузом не только на плечах жителей, но и всей промышленности в целом. При этом нельзя забывать, что живем мы в северной стране, где большая часть года - зима. И с учетом социальной значимости этих тарифов, а также их себестоимости цены на них должны быть в разы ниже.
Возможно, также подумать о том, чтобы бюджетный год исчислять не с 1-го января, как сейчас, а например, с 1-го сентября. Это даст возможность выделять деньги на строительство бюджетных объектов и инфраструктуры уже в мае, а не в сентябре, как это зачастую бывает. И асфальт, например, катают в зиму, «осваивая» деньги как получится. В итоге низкое качество работ и колоссальные потери бюджетных средств.
Считаю необходимым передать максимум федеральных полномочий на местный уровень. Сегодня по многим относительно мелким вопросам (таможенным, разрешительным, лицензионным и т.д.) приходится обращаться в федеральный центр и это порождает массу проблем.
Вызывает недоумение такой известный факт на уровне председателя российского правительства для того, чтобы проконтролировать расходование бюджетных средств (которые все равно разворовываются!) на объекте устанавливаются камеры видеонаблюдения, действующие в режиме онлайн. Что называется, докатились! И все равно помощь, оказанная пострадавшим от прошлогодних пожаров, вышла людям боком - многие вновь построенные дома оказались непригодными для жилья, а горе-строители ушли от ответственности вместе с деньгами.
Видеонаблюдение из высоких кабинетов - это элемент недоверия к слабым руководителям на местах. Но таким способом решить проблему невозможно. Даже если обставить мониторами все столичные кабинеты, для контроля за регионами как там благоустраиваются дворы, канализация чистится, где у нас тротуары не сделаны, подъезды не побелены и т.д. Руководству страны, что больше заняться нечем? Есть же, к примеру, такой анекдот - если во дворе чисто, комфортно, лавочки стоят, качели-карусели покрашены, народ гуляет, но это не подготовлено специально к приезду с инспекционной проверкой или в рамках пиар - кампании высокого гостя, значит мы в Европе, а не в России. А ведь все это должно делаться на уровне управляющей компании само собой, это входит в ее полномочия. Не должен президент подменять власть на местах.
Возможно, необходимо изменить сам принцип формирования бюджета. Сегодня львиная доля средств собирается в центре, а потом по многоступенчатой схеме перераспределяется по регионам и на другие федеральные проекты. Схема порочна, поскольку создает благоприятную почву для коррупционеров различного уровня, и в итоге бюджет страны несет значительные потери. Убежден, чем больше средств остается на местном уровне, тем качественнее их использование в целевом плане и, кстати, легче контроль. Принцип формирования бюджета снизу - вверх возможно предостерег бы нас от многих несвоевременных затрат федерального уровня.
Например?
Ну, хотя бы реализация проекта «Сколково», на который уже потрачено 120 млрд рублей, и это только первая очередь, а содержание его образовательного центра будет обходиться бюджету ежегодно в 250 млн долларов. Оправданы ли такие расходы, когда на всю российскую науку в бюджете 2012 года заложено 323, 3 млрд рублей. Зачем строить там, где ничего нет? Ведь есть Академгородок в Новосибирске, Зеленограде, Саратове...
Проект олимпиады в Сочи - всего лишь вопрос мнимого престижа. Экономически, тем более в кризисное время, этот проект совершенно не оправдан, и выгоден лишь коррумпированным чиновникам.
Нужно прекратить перекачивание региональных доходов на федеральный уровень. Совокупная доля консолидированных бюджетов субъектов РФ на 2012 год запланирована всего лишь в размере 42,2% от общефедеральных доходов. Почему на все регионы приходится меньше половины бюджета? А куда будут направлены остальные деньги? К примеру, бюджет города Челябинска составляет в последние годы от 18 до 22% от собираемых доходов. Все остальное идет в федеральный центр. Я считаю, это несправедливо.
Понятно, что государственные расходы - на армию, охрану границ, международную политику и т.д. - должны быть, но в нормальных и разумных пределах. Например, нам представляют какие-то нереальные цифры отчислений в Стабилизационный фонд, а потом оказывается - этих денег уже нет, они сгорели на разнице падения курсов валют. То же самое, с военными расходами. Образно наш бюджет можно сейчас сравнить с конфетой «чупа - чупс». Наверху - большие деньги, а внизу, у основания тонкой ножки, горькие остатки и редкие подачки. Это аморально. У регионов пропадает стимул работать и эффективно развиваться.
И еще хочу сказать вот о чем: унизительно слышать, когда некоторые партийные лидеры, обличенные властью, ставят себе в заслугу, что они дали деньги на какие-то местные дела в регионах и говорят - «Это мы вам сделали!». Да не они это сделали! Если бы они достали деньги из своего кармана и профинансировали строительство объекта или выполнение социальной программы, тогда
В начале нашей беседы вы говорили о том, что много сделано для Челябинской области за последнее время, но ведь губернатор Юревич тоже назначен. В чем же противоречие?
Никакого противоречия нет. Не нужно забывать, что Михаил Юревич вначале был избран путем прямого голосования депутатом Государственной Думы, а затем дважды избирался мэром Челябинска. И, думаю, вполне мог быть избран, а не назначен, губернатором. Это как раз является подтверждением моих слов.
Если уж мы заговорили о выборах, что нам ждать от следующей Государственной Думы?
Считаю, что сам принцип выборности депутатов по партийным спискам изначально неудачен. Люди, пришедшие на избирательный участок и проголосовавшие за какую-то партию, потом спрашивали друг друга: «А кто ж все-таки был наш кандидат?». Они голосовали только за лидеров партий, не зная региональных выдвиженцев. Считаю, что при этом нарушаются наши гражданские права, когда мы не можем проголосовать за конкретного кандидата и потом обратиться к нему с наказом, оценить его работу.
Во-вторых, список сформированный партийным руководством, почти наверняка составлялся по принципу протекционизма и собственных предпочтений партийных боссов. А такой подход, естественно, исключает всякую инициативность и независимость в принятии тех или иных законов. Зависимые от воли партийных лидеров депутаты будут и голосовать послушно. Такая Дума может принять что угодно. Например, поменять Конституцию страны, упразднить наши граждански права, одобрить какие-то политически или экономически неоправданные решения. Нельзя забывать, что стабильность государства обеспечивается законодательной и исполнительной ветвями власти по принципу независимости и взаимного сдерживания. В нашем случае роль Государственной Думы, т.е. законодательной ветви власти, сведена практически к нулю.
Очевидно, что необходимость изменений назрела уже сегодня, но что делать уже с вновь избранной Государственной Думой?
Я считаю, что все законы, связанные с политическими изменениями
Впереди президентские выборы - время пошло. Мы выбираем будущее страны и поэтому должны проявить гражданскую активность, а не оставаться безучастными в столь ответственное время
да, тогда они вправе этим гордиться и ставить себе в заслугу. А на самом деле это мы - налогоплательщики отдали деньги государству, которое просто обязано выполнять свои прямые функции.
Перемены нужны не только в бюджетной политике. Не мешало бы поменять и систему выборов, что позволило бы повысить ответственность власти перед населением.
Что конкретно вы имеете ввиду?
Вернуть практику выборности губернаторов в регионах. Во-первых, это правильно с точки зрения демократии и соблюдения наших гражданских прав. Во-вторых, сегодня уже даже в Кремле говорят о неэффективной и безынициативной работе региональных властей. А управлять 86 регионами из одного офиса невозможно. В-третьих - это приведет на политическую арену новых, самостоятельных инициативных руководителей, которые, к примеру, в перспективе смогли бы участвовать в выборах на пост президента. В-четвертых, и самое главное, это повысит ответственность региональной власти перед избирателями. В этом нет ничего нового - здоровая конкуренция всегда была, есть и будет двигателем прогресса.
То же самое не мешало бы сделать и с выборами депутатов Государственной Думы - выбирать личность, а не список. Тогда мы получим независимый и эффективный орган законодательной власти.
в стране должны быть приняты, что называется одним пакетом. Поэтому, если заявления власти не просто пиар-ход в свете предстоящих мартовских выборов, то по логике вещей, нынешняя Государственная Дума, как орган законодательной власти, не отвечающий современным демократическим преобразованиям в стране, должен быть переизбран досрочно.
Сразу после выборов в ряде городов страны прошли митинги протеста. Каково ваше отношение к такой форме выражения народом своей гражданской позиции?
В России сформировалось общество, которому не безразлично свое будущее и своя страна, которое способно отстаивать свои права. Политическое самосознание людей выросло, они открыто выражают свои мысли, это вышло за пределы разговоров на кухне, общество стало другим и это здорово! Но самое главное, конечно, не допускать при этом никаких неоправданных потрясений или революций. Мы, россияне, сыты этим по горло и понимаем, к чему это может привести. И поэтому, сегодня мы нуждаемся в принятии законов, позволяющих цивилизованным путем решать все конфликтные ситуации.
Наивысшая гарантия стабильности в стране это главенство основного закона Конституции. Власть уходит и приходит, а Россия остается. Мы все россияне, и главное, чем мы должны руководствоваться - любовью к Родине и заботой о будущем наших детей.
Мой дед в послевоенные годы строил ЧМЗ и работал в ЭСПЦ №1 с момента его открытия, также как и отец, поэтому для меня, как и для многих челябинцев, это родной завод. И этот, как вы говорите, «наезд» вовсе не на «Мечел», а на его собственников. Я полностью поддерживаю инициативу губернатора области, поскольку, прежде всего, вижу в этом заботу о челябинцах, в том числе и о металлургах. Не секрет, что в нашем городе достаточно высока заболеваемость, особенно детская, связанная с фактором неблагополучной экологической ситуации. Например, у детей в Металлургическом районе заболеваемость ОРВИ превышает среднестатистические данные по другим районам города. А по онкологии Челябинская область занимает одно из первых мест по стране.
И если нынешние хозяева предприятия, которые, кстати, живут далеко за пределами региона, не хотят из своих многомиллиардных прибылей выделять достаточно средств на защиту здоровья своих же рабочих, к ним должны применяться самые жесткие санкции, вплоть до уголовной ответственности. Надо отметить, что принимаемые областной властью меры позволили в последнее время улучшить экологическую ситуацию в городе, несколько снизить вредные выбросы в атмосферу, но здесь должен быть налажен системный и постоянный контроль.
Справка
По статусу заболеваемости бронхиальной астмой взрослого населения города Челябинска, которая напрямую зависит от экологических факторов, загрязнения воздуха вредными выбросами промышленных предприятий, загазованности от автотранспорта и пр. статистика роста выглядит следующим образом: 2008 год - выявлено заболевших по городу 1493 чел. (0,6 на 1 тыс. чел.), 2010 год - 1763 чел. (0,7). Общая заболеваемость по астме в 2006 году составляла по городу 23517 чел. (9,2 на 1 тыс. чел), а в 2009 году - 28368 чел. (10,9). Данные по хронической обструктивной болезни легких тоже выглядят весьма неутешительно: 2006 год - 12200 чел. (7,5 на 1 тыс. чел.), 2009 год - 41043 чел. (8,1).
Количество показов: 1327