Публикации Соцгород

Жить и поступать по совести

Депутат ЗСО выступил против повышения тарифов и создания очередной «кормушки» для чиновников

На последнем перед каникулами заседании Законодательного Собрания Челябинской области было принято два решения, которые коснуться каждого южноуральца: повышение тарифов ЖКХ и создание единого фонда на ремонт многоквартирных домов. Депутат Андрей Барышев выступил с серьезной аргументированной критикой законопроектов, но большинством голосов они все-таки были приняты.



ВОСЕМНАДЦАТЬ – ЭТО НЕ ШЕСТЬ


– Андрей Викторович, почему вы заняли столь принципиальную позицию?


– Иначе я поступить не мог. Как бы я стал смотретьв глаза своим избирателям, если бы проголосовал «за»? Я отлично понимаю, какие тяжелые последствия вызовет такое необдуманное решение. Прежде всего пострадают простые люди, зарабатывающие на жизнь честным трудом. Их зарплаты и пенсии не растут такими темпами. Пострадает реальный сектор экономики: промышленность, малый и средний бизнес, вырастут цены на все товары и услуги. Это все взаимосвязано.

По поручению президента ежегодный рост тарифов не должен превышать шести процентов У нас тарифы повышали в сентябре и декабре прошлого года, каждый раз на шесть процентов. И теперь новое июльское шестипроцентое повышение. Получается, что за последние 11 месяцев тарифы вырастут на 18 процентов! Для многих семей квартплата может стать непосильной. Подача тепла – эта та же услуга, от которой из-за дороговизны можно отказаться? Мы живем в северной стране, где тепло необходимо как воздух.


– Чиновники говорят о том, что повышение тарифов – мера вынужденная и неотвратимая. Вы подчеркиваете, что компании – поставщики ресурсов, должны максимально использовать свои внутренние резервы, чтобы не допустить рост тарифов и что тарифы в этом году можно было вообще не повышать. Как?


– Несколько лет назад представители компании «Фортум», в очередной раз повышая тариф, поясняли, что в повышенно тарифе заложена инвестиционная составляющая, и компании необходимы средства на модернизацию: нужно реконструировать все индивидуальные тепловые пункты, закольцевать магистральную сеть, ликвидировать утечки. Тогда снизятся потери тепла, его себестоимость и, как следствие, тариф. Вы помните, чтобы тарифы хоть раз снижали? Наоборот, с 2008 по 2013 годы тариф вырос в 2,5 раза: с 445,72 до 1024,04 рубля.

При этом до сих пор ничего не реконструировано! Мы продолжаем оплачивать всю эту бесхозяйственность, несмотря на многолетние невыполненные обещания. Мне было бы очень интересно понять, почему «Фортум» считает для себя возможным прокладывать и реконструировать собственные сети за счет потребителя? Сеть – источник дохода. Пусть они из собственной прибыли создают и реконструируют ее.

Понятно, что аппетиты энергетических компаний растут. Посмотрите на официальные данные о прибылях с продаж за 2012 год. «Фортрум» – 4 миллиарда 180 миллионов рублей, МРСК Урала – 4 миллиарда 841 миллион рублей, «Челябэнергосбыт» – 457 миллионов рублей. Им хочется больше и больше. Они живут на широкую ногу, хранят деньги в оффшорах, летают на личных самолетах. Уверен, что есть огромные резервы для сокращения внутренних расходов и пересмотра финансовых планов.

Как альтернативу монополистам предлагаю развивать малую энергетику с установкой небольших газовых котельных на несколько домов. Тарифы могли бы быть снижены в 2-2,5 раза.


– Реакцией на ваше выступление в Законодательном Собрании было обещание еще раз вернуться к обсуждению тарифной темы…


– Главная проблема в том, что тариф уже принят. Теоретически вернуться к обсуждению можно, можно даже пересмотреть решение. Но нужна политическая воля. Хочется надеяться, что здравый смысл и справедливость восторжествуют.


НЕ КЛАДИТЕ ДЕНЬГИ В ЧУЖУЮ КОРМУШКУ


– Другая горячая тема, вызвавшая много споров – капитальный ремонт жилых домов. Принят закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области», согласно которому запланировано создание единого регионального оператора по проведению капитальных ремонтов домов. Нам говорят, что это хорошо. В чем суть нововведения и почему вы голосовали «против»?


– Образно говоря, единый региональный оператор – это «общий котел», куда все собственники многоквартирных домов будут перечислять средства на ремонт, что-то вроде кассы взаимопомощи. Это новая госструктура с расходами на содержание чиновников и риском возникновения коррупционных схем.

Нас уверяют, что средства из общего фонда будут распределять согласно очереди и постепенно за счет них ремонтировать дома. У большинства горожан очередь на ремонт подойдет лет через пять или больше. За это время деньги, накопленные в фонде, будут отчасти потрачены на ремонт более старых домов, отчасти съедены инфляцией. От инфляции деньги региональный оператор не защищает, индексация не предусмотрена!

Катастрофически собираемость коммунальных платежей из-за непомерных тарифов. Сегодня, например, управляющие компании города не добирают 15 процентов. Коммунальщики уверены, что с новым скачком тарифов их станет еще больше. Да и где гарантия, что жильцы уже отремонтированных домов будут продолжать делать взносы в общий фонд капремонтов? Тогда за счет чего будет наполняться фонд?

Аргументы моих оппонентов: «Если деньги в фонде закончатся, мы добавим туда из областного бюджета». Они относятся к бюджету, как к своему карману. Если бы сторонники этой идеи добавили в фонд личные деньги, тогда другое дело. Но бюджетные деньги – это наши с вами отчисления на решение важных социальных задач: здравоохранение, образование… Мы платим взносы на капремонт и платим налоги, из которых формируется бюджет. А нам предлагают из бюджета возместить издержки этого регионального оператора. То есть, получается, снова за наш с вами счет.

Да и бюджет-то сегодня принят с дефицитом в 16 млрд рублей. В 2016 году придется выплачивать свыше 2,5 миллиардов процентов на эту сумму, да еще гасить основной долг. И это все тоже за счет налогоплательщиков.

Так что предлагаемый нам оператор – это финансовая пирамида, которая, рухнув через несколько лет, вызовет серьезный социальный взрыв. Волнует ли это сегодняшнюю власть? Или к этому времени отвечать за последствия будет уже новая команда?

Закон в таком общем виде вообще можно было не принимать. Существует региональная программа проведения капитальных ремонтов за счет бюджетных средств. Деньги на ремонты должны выделяться отдельной строкой из федерального и областного бюджетов. Плюс участие собственников.

Но вообще-то, если по-хорошему, прежде чем передать дом в собственность жильцам и потребовать с них платы за капремонт, нужно этот дом, который эксплуатировался десятки лет и находится в запущенном состоянии, сначала отремонтировать за счет бюджета. А потом, передав его новым собственникам по акту в приличном состоянии, дать возможность копить на плановый капремонт через несколько лет. Люди, живущие в ветхих домах, десятилетиями честно работали, платили за жилье и выполняли свои обязанности перед государством. И предполагалось, что государство должно следить за состоянием жилого фонда.

 Но вернемся к нашему вопросу. Авторы идеи говорят: мы же предоставляем людям выбор. Можно создать ТСЖ, ввести непосредственное управление или перечислять деньги региональному оператору. Но закон составлен таким образом, что если в течение нескольких месяцев жильцы не успели провести собрание и принять решение по вопросу накопления средств на ремонт, то они автоматически попадают в западню, называемую региональным оператором. С учетом того, что решение принято накануне сезона отпусков, большинство челябинцев с начала следующего года уже будут там. Молчание, как говорится, знак согласия. Считаю, что это было сделано сознательно.


– Андрей Викторович, у Вас есть альтернативные предложения?


– Хочу сказать всем собственникам квартир: не доверяйте ваши деньги никому! Выбирайте формы самостоятельного управления. По всем юридическим вопросам Движение «СОЦГОРОД» готово предоставить бесплатные консультации. Самое надежное – самим управлять собственными деньгами. Каждый дом может открыть лицевой счет в банке. Банки выплачивают проценты по вкладам, хотя бы частично компенсирующие инфляцию. Жильцы могут на накопленные деньги постепенно приобретать необходимые для ремонта материалы, потихоньку складировать их, затем нанимать подрядчиков. Никаких лишних затрат и возможность полного контроля расходования средств. Никто, кроме самих жильцов, не распорядится средствами эффективнее и экономнее.


– Заметно, что после вашего выступления в ЗСО на вас обрушилась волна несправедливой критики властей. Вы жалеете о том, что поступили так?


– Не стоит сетовать на то, что в жизни какие-то вещи происходят не так, как хотелось бы. Просто живи и поступай по совести. Перемены к лучшему не заставят себя ждать.