Новости движения Соцгород

«…И сумасбродные мечтанья найдут земные очертанья»

Корреспондент сайта «Соцгород» провела интервью с писателем из Израиля.

Несколько лет назад судьба свела нас с удивительным человеком, мастером словесности, поэтом, писателем и публицистом - Геннадием Швецом. На сайте «Соцгород» были представлены некоторые материалы этого автора. Также инициативы активного челябинца, ратующего за равные права людей с ограниченными возможностями здоровья, поддерживал лидер «Соцгорода» Андрей Барышев, будучи депутатом Государственной Думы. Сейчас Геннадий Лазаревич Швец живет в Израиле. Но связь с ним не прервана. Более того, мы решили познакомить поближе наших читателей с этой уникальной личностью. И предлагаем вашему вниманию интервью
Юлии Богославской, корреспондента интернет-сайта socgorod74.ru

Здравствуйте, Ю.Б. Геннадий Лазаревич. Позвольте сразу начать с вашего произведения — «Эссе об изгоях», 10-й главы из «Книги о себе (Воспоминания)». Оно номинировано в Лонг-листе Международной премии мира 2020-2021 гг. Что вы испытали, когда получили такую высокую премию? Ведь творчество тесно связано с переживаниями, выпавшими на вашу долю. Имею в виду рождение в семье необычного ребёнка…

Г.Ш. Позвольте приветствовать читателей, разделяющих и не разделяющих мою жизненную позицию этим стихотворением

ИЗ ЦИКЛА
Ne pas сouper (фр. Не вырезать)


Возобновляю клич: — Братва,
на перепутьях судьбоносных
найдите корни, не слова,
что выживут, когда несносно

все козни мира против нас —
и надо бы сдаваться вроде,
и слабый неразборчив глас,
и трупный запах на исходе,

иначе — круговой обман…
тюремный холод несусветен…
и логотип* от бусурман —
ущербен, низменен, хребетен.

Монументальнее: — Братва,
долой систему загниванья!
Тебе — ура, и мне — ура,
поющим гимн Самостоянья!

Номинирование эссе «Об изгоях» на столь престижном Форуме — подарок судьбы и оправдание того, что жертвы еврейской фамилии не были напрасны. Со всей определённостью констатирую: после неухода мамы (1994) и папы (2000) я духовно выжил благодаря этому произведению. Позднее, в 2016 году, оно вошло в «Книгу о себе…», увидевшую свет при поддержке главного редактора Сетевого Мегапортала «Семь искусств» Евгения Михайловича Берковича — Ганновер, Германия… Относительно «необычного ребёнка» — цитата ваша, — намного проще. Я должен был каким-то образом восполнить энергетические затраты еврейского рода. Удалось ли это — судить не мне. Но судить тем, кто читает, кто идёт за мной, кому Всевышним даровано жить дальше.

Ю.Б. С чего началась ваша любовь к литературе, когда вы поняли, что хотите стать писателем? Быть может, вас вдохновил конкретный человек или ситуация?

Г.Ш. Всё началось… с пожизненного преодоления препятствий в связи с особенностями ОДА (опорно-двигательного аппарата) при 100-процентном интеллекте. Очень постепенно, с неочевидными перерывами, стала навещать Муза, также не сразу приходила мысль о том, что Каисса, богиня шахмат, должна уступить господствующее положение в моём досуге. Более того, лейтмотив — ЧЕЛОВЕК ВСЕСИЛЕН, ЕСЛИ НЕСОКРУШИМ ЕГО ДУХ, — что называется, вырастал в геометрической прогрессии… Нельзя умолчать вот о чём: дарованную Богом жизнь надо проживать, не мешая другим. Такое осмысление подкреплялось «толстыми журналами», звёздами отечественной и зарубежной эстрады, театральными спектаклями, спортивными зрелищами, благотворительной деятельностью во имя тех, кто блокирован, если не замурован, в 4-х стенках и не видит ни солнца, ни неба, ни деревьев. Этих изгоев нашего общества — мальчиков и девочек, — я видел в детских санаториях… общался с ними… не хотел сдаваться Судьбе. Вот почему понятие «инвалид» постыдная кличка со сторонытак называемых здоровых людей — без царя в голове… Прочитав две небольшие по формату книги Ирины Борисовны Триус «Жить стоит» и «Спасибо вам, люди!» я понял куда и как плыть… Небольшой кораблик причалил меня к филологическому факультету ЧГПУ (до переименования — институт), где через пять лет состоялась моя очная дуэль с Красным писателем Николаем Алексеевичем Островским. Текст защищённого на «отлично» Диплома «Идиостúль эпистолярия Н. Островского» и сопутствующие материалы изданы в авторской книге «МЫ И ВРЕМЯ» (2011). См. интернет-ссылку: ИЗ ЦИКЛА Genre (фр. Род).. | Геннадий Швец (vk.com)

Ю.Б.. Когда вы начали писать стихи? Что считаете самым важным в поэзии и стихи каких авторов больше всего повлияли на ваше мышление?

Г.Ш. Муза, как правило, случайно не стучится в гости. При неопровержимой антитезе о том, что случай — воля Бога. Наиболее важная составляющая в поэтике — искренность — должна сочетаться с инструментарием, благодаря чему рождается строфика. Бесталанную поэзию от талантливой можно отличить всегда. Однако искусство оценщика должно быть человечным по отношению к тому, кто пишет. Слово, отравленное хулой в адрес пишущего, убивает поэтическую натуру. Например, когда я работал с авторами в Челябинске, приходили домой люди, которые не то что издавать — говорить членораздельно не могли. До того были шокированы, если не обижены, недоброхотами. Поэтому такт и уважение — главные апостолы наставничества… Не могу сказать о том, что зорко следил за творчеством больших поэтов. Помогали радио- и телепередачи… ночной эфир открывал высокие вершины — «КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ», «ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ», «НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ», «ТЕАТР ОДНОГО АКТЁРА», «ПРИЮТ КОМЕДИАНТОВ»… Творчество Иосифа Александровича Бродского заставляет меня расти вверх до сих пор. Через песни постигал стихи Рождественского, Визбора, Ахмадулиной, Дербенёва, Дементьева и многих других. Полагаю — этот процесс не в силах остановить даже приближение смерти. Потому что миссия творческого человека на земле особая.

Ю.Б. Какая часть вашего творческого процесса самая сложная? Всегда ли вы знаете конец повествования, когда пишете?

Г.Ш. Наверное, середина полотна. Рождая то либо иное произведение, важно заранее определить: что ты хочешь сказать… затем найти средства художественной выразительности… если этого мало, придумать каверзные слова или обороты «на случай», чтобы добиться должной гармонии в тексте… иной раз произведение должно «полежать» день-другой, чтобы дозреть… Наконец, от произведения надо вовремя освободиться, чтобы перенаправить энергию интеллекта на новые темы… Что касается концовки, — обычно финал определяется начальной и серединной стадиями. Бывают исключения. Парадоксы, в частности, любил Пушкин. А несравненный Евгений Павлович Леонов, помните, смаковал фразу — «ЗИГЗАГ УДАЧИ».

Ю.Б. Что вы сделали со своим первым гонораром? Планируются ли выход в свет новых книг?

Г.Ш. Вы знаете, типично женский вопрос. И не потому, что спрашивает женщина. У меня была и осталась привычка — наливать в бокал 20 г. сладкого вина с вкусной трапезой за столом, отмечая тем самым успех. Стараюсь поддерживать традицию. Кстати, не надо винить трудоголиков писательского цеха в повальном увлечении зелёным змием. Это гипербола. Умственный труд никогда должным образом не оценивался ни в Советском Союзе, ни в постсоветской России… Относительно новых книг — материал есть, хороший материал, тот, который нужен современным читателям. Дело за малым — имею в виду издательство, издателя, спонсора, спонсируемую организацию. Предлагайте — готов рассмотреть и просканировать все варианты. Не шучу нисколько.

Ю.Б. Как вы думаете, писатель должен быть сентиментальным?

Г.Ш. Писатель вряд ли бывает несентиментален. Если его не провоцирует жанр произведения. На свете множество стилей, позволяющих выражать литературное кредо. С другой стороны, запечатлённое на бумаге слово свидетельствует о том, каким был писатель при жизни. Наконец, не забудем о третьей стороне «медали»: когда писательская органика ущербна, творец придумывает «свою картину мира», где удобно жить и зарабатывать. Если отойти от анормальной тематики, можно сказать: вне сентиментальности писателя нет. Как, впрочем, и поэта.

Ю.Б. Чем вы любите заниматься, когда не пишете?

Г.Ш. Наверное, шахматами, позволяющими мыслить. В молодости много играл в заочных соревнованиях, в т.ч. в командном зачёте. Входил даже в состав сборной Союза, имея в виду товарищеские игры. Заняв 1-е место в двух подряд турнирах ИКЧФ (Международная федерация игры по переписке) стал кандидатом в мастера спорта. Играл и в очных турнирах. Сейчас переключился на стиль «рапид», когда на партию даётся по 15 минут каждому. Разумеется, шахматы онлайн иррациональны. Но в сочетании с писательством — это, как я шучу, нормальсон, термин из еврейского словаря.

Ю.Б. Есть ли какой-то литературный жанр, в котором вы хотите поэкспериментировать, но всё же не решаетесь?

Г.Ш. Я не фанат и не фантаст, мягко говоря. Поэтому предложить что-то новое в жанре фантастики для меня трудно. Вот, давно наблюдая за псом Жорой, решил написать о нём, да так, чтобы он говорил от первого лица. Мне кажется — получилось. Имеет смысл продолжить сочинения… Полагаю, и роман по силам. Скажем, за три месяца. Но что дальше, как издать его — откровенно не знаю. В сказках деньги находят автора. В реальной жизни так не бывает.

Ю.Б. Какой известный писатель, по вашему мнению, может стать вашим лучшим другом? Что общего у вас с ним?

Г.Ш. Полагаю — Евгений Михайлович Беркович, если посчитает нужным. Он заочно научил меня макетированию журналов и книг, расширил мировоззрение, утвердил во многих истинах, существо которых я познал в стенах университета… Дмитрий Львович Быков, который регулярно вещает на площадке ютуба, мог бы — думаю — взбодрить меня и даже повести за собой. Однако писатель чрезмерно загружен, и только колоссальная самоотдача позволяет ему держаться на плаву… ИСП (Интернациональный Союз писателей, возглавляемый Галиной Николаевной Березиной) знает меня. Надеюсь на то, что наши дороги будут пересекаться чаще.

Ю.Б. Как вы думаете, литература может изменить мышление людей в этом мире…что вы хотели бы пожелать людям, чтобы они становились лучше?

Г.Ш. Литература меняет мышление, если не пишется в стол. Литература питает интеллект как добром, так и злом. Литература, по сути, — то, без чего жизнь пуста, однобока, бесчувственна, поверхностна. Однако постигать преимущества литературного кода читатель должен самостоятельно. Никакого «подрядного метода» не бывает. Литература напрямую влияет на проницательность человека. В свою очередь, проницательность выражается через такие категории, как высота лба, позитивность мыслей, теплота глаз, уверенность речи, умение слышать и слушать. Когда говорят; «надежда умирает последней», имеют в виду не набор философских штампов, выработанный прогрессивным человечеством, а неожиданную случайность, которая позволит выжить через «не могу и не хочу»… Я желаю каждому читателю данного интервью не отчаиваться в любых обстоятельствах! Только тогда для конкретного индивида откроется планета «САМОСТОЯНИЕ», которая не допустит его крушения.

Ю.Б. На интернет-сайте «Соцгород», Челябинск есть публикация вашего эссе. Как вы узнали о «Соцгороде» и его лидере Андрее Викторовиче Барышеве? Какова реальная роль лидера в постсоветском обществе?

Г.Ш. Во-первых, большое спасибо за публикацию. Она — надёжная опора тем, кто живёт и хочет жить... О «Соцгороде» А.В. Барышеыва знал давно. Читал аналитику, смотрел новостные программы по ТВ, пытался найти контакты через Татьяну Филипповну Воловик, главреда «Милосердия и здоровья». Считал и считаю Андрея Викторовича лидером «На своём месте»... В годы Великой Отечественной войны, как известно, Челябинск был Танкоградом — и ускорил нашу Великую Победу над коричневым отродием. Значимость подвига освободителей сейчас кощунственно занижено вследствие двух взаимосвязанных причин: незахоронения сталинщины (на грузинской земле!) и поведения Запада с его приспешниками… Полагаю, что челябинские ветераны вместе с категориями граждан, имеющими ограничения по состоянию здоровья, должны ощущать полномасштабную заботу госструктур. Меж тем обнищание населения города и области растёт. А дети с физиологическими особенностями (ДФО) влачат, по сути, пещерное существование… Вот где нужен масштаб личности Барышева — ему не надо мешать, потому что предавать людей он не способен. Постсоветское общество сейчас в руинах — его надо отстраивать заново — и не косметически, а концептуально.

Ю.Б. Вы родились в Херсоне — городе, который сегодня постоянно звучит в новостях. По итогам референдума Херсонская область теперь является частью России. Как вы относитесь к спецоперации, которая началась 24 февраля с.г., общаетесь ли вы со своими родными из Херсона? Что думают они по поводу происходящего?

Г.Ш. На данный вопрос удобно не отвечать вследствие опасной токсичности темы. И — всё же... Когда бесцеремонно и беспросветно «играют» ядерными доктринами, это конец разумной цивилизации. Когда медийные тёти и дяди говорят о превентивных ракетных ударах, это конец разумной цивилизации. Когда проливается кровь пожилых и детей, деля жертвы на «своих» и «чужих», это конец разумной цивилизации. Итожа, 24 февраля 2022 года — дата возрождения сталинского сплина, которому так свойственны расчеловечивание, вражда и хаос. Я понимаю, что сочная «Яблочная» звезда Григория Алексеевича Явлинского закатилась, — однако в одном он всё же прав. Сейчас важно прекратить гибель людей с обеих сторон. Как это сделать, — понятно всем. Моих родственников в Херсоне нет. Земная история многих завершена. В то же время — Память воскресает цветущий город канувшего детства. Когда, вопреки оковам, я был счастливее и сильнее, чем сегодня в Хайфе. Судьба, не правда ли…
Позвольте поблагодарить уважаемых организаторов за диалог, а потенциальных читателей за терпение! Разрешите закольцевать эту встречу стихотворением из цикла «Стансы». Дай Бог, встретимся ещё — до связи.
ИЗ ЦИКЛА
Stances (фр. стансы)

ЕСТЬ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ…

Есть жизнь и смерть — парадоксально,
и как мозгами ни крути,
не выразить монументально,
сколь скоротечны наши дни;
они пронзительно беспечны
и зачастую бессердечны.

Пусть в этом крайнем дуализме
заложен ад через ковид,
Предновогодью не до тризны,
хоть сердце плачет и болит;
оно, увы, не понимает —
зачем живое умирает.

А завтра? Будут для кого-то
сиянье дня, любви тепло,
очарование полёта,
когда как будто занесло;
и сумасбродные мечтанья
найдут земные очертанья.

Благословите Год Быка —
его рога, его бока!

© Геннадий Швец. Челябинск, 28 12 2020

[Скоро Новый год, россияне.]

Ю.Б. Геннадий Лазаревич, спасибо за Ваши интересные и искренние ответы и Ваше пожелание читателям, чтобы они "не отчаивались в любых обстоятельствах! Только тогда для конкретного индивида откроется планета «САМОСТОЯНИЕ», которая не допустит его крушения".

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Геннадий Лазаревич Швец родился 24 июля 1957 г. в г. Херсоне (Украина), жил в Челябинске (Россия), а в настоящее время живёт в Израиле (Хайфа). Имеет высшее филологическое образование, общественный деятель, поэт-публицист, писатель, редактор сборников авторов трудной судьбы, руководитель Творческой группы «Наедине со всеми».

Творчество представлено на многих интернет сайтах. Фигурант двух энциклопедий и биографического словаря, ведущий творческой группы «Наедине со всеми» в фэйсбучном пространстве; дипломант I Областного фестиваля «Смотри на меня как на равного (Челябинск, 1992 год); соискатель I (2000) и номинант III (2004) Международной премии «Филантроп» (Москва); номинант в лонг-листе международной премии мира - 2020-21 (эссе «Об изгоях», 10-я глава «Книги о себе (Воспоминания)», 2016) и номинант в лонг-листе Премии Н.С. Лескова (2021). В этом году награжден Интернациональным Союзом писателей — «За вклад в российскую словесность».

Издания автора: «Побег из плена» (1992), «Наедине с собой» (2000), «Фамильный поклон» (2003), «Мы и время» (Москва, 2011). Соавтор «Копейск: 2-й шахматный кубок России среди женщин» (2003), «Век вечного вальса «На сопках Манчжурии» Ильи Алексеевича Шатрова» (2009), Опубликован в сборниках «Первоцвет» (Копейск, 1997), «Жили достойно» (Челябинск, 2010), «Литературная газета ЛИК» (Ленинск-Кузнецкий, 2011), ARTES LIBERALES I — Ташкент, 2012 и др.

Персональный блог автора: https://blogs.7iskusstv.com/?author=271