Новости движения Соцгород

Первый кинотеатр Металлургического района

К нам в редакцию пришло письмо от жителя Челябинска, краеведа Михаила Хабирова, который написал статью о первом кинотеатре Металлургического района.. Сейчас на его месте возвышается Храм Георгия Победоносца. Благодарим Михаила за интересные исторические факты об одном из первых очагов культуры городка металлургов и с удовольствием публикуем его материал на нашем сайте.

В Металлургическом районе Челябинска первые киноустановки и клубы появились с самого начала строительства района в 40-е годы. Кино было одним из важнейших из всех искусств. Практически в каждом рабочем поселки были клубы, где показывали кино.

Одним из первых стационарных очагов культуры - Дом культуры «Металлург» был построен летом 1945 года, после окончания войны. В этом же году был построен Дворец культуры «Центральный клуб». В 1947 году появился пристрой. За ним была хоккейная коробка, где зимой тренировались ребятишки. А летом работала секция по греко-римской борьбе..

Металлургический район представлял из себя в тот период быстрорастущий поселок, где в бараках и землянках жили рабочие и строители ЧМЗ. Затем стали строить двухэтажные, трехэтажные и пятиэтажные дома.

Открытие Дома культуры «Металлург» стало знаковым, радостным событием в культурной жизни города и района. Изначально он назывался Домом культуры, а позднее стал работать как кинотеатр.

В «Металлурге» в послевоенные годы показывали восемь сеансов в день, последний сеанс заканчивался после полуночи. Фильмы были в основном трофейные и советские. 

Удобное расположение в районе и хорошо поставленная работа кинопрокатчиков сразу сделали этот кинотеатр очень популярным среди металлургов, для которых кино в то время было самым доступным и востребованным видом искусства.

Здание Дома культуры «Металлург» было построено в стиле сталинского ампира, с большим просторным зрительным залом на 550 мест. Для мероприятий была установлена просторная сцена перед большим киноэкраном. Освещался зрительный зал декоративными светильниками, выполненными из бронзы по бокам зала. На втором этаже размещался балкон на 50 мест и киноаппаратная.

В фойе кинотеатра часто демонстрировались выставки, перед сеансами художественных фильмов показывали киножурналы. Чаще всего это были кинохроники, освещавшие важнейшие события в политической, партийной и хозяйственной жизни страны. Устраивались тематические показы, посвященные различным праздникам. Часто проводились кинолектории, а также творческие встречи с известными артистами. В кинотеатре демонстрировались обычные, кашетированные, широкоэкранные фильмы.

Кроме этого, у кинотеатра был пристрой, где работали спортивные секции по волейболу, баскетболу, самбо, дзюдо. В 70-80-х годах работала студия керамики, где занимались подростки и взрослые.

На протяжении многих десятилетий «Металлург» был весьма популярным очагом культуры. Она входила в профсоюзную сеть кинофикации, а фильмы шли первого экрана.

На площади перед кинотеатром были расположены лавочки и клумбы с газонами. Старожилы помнят, что стоимость на утренний детский сеанс стоил 10 копеек, а на взрослый 25 копеек, вечером цены были подороже 35-40 копеек. На новый интересный фильм всегда был аншлаг, и работала касса по предварительной продаже билетов. Киносеансы шли с интервалами по 15 - 30 минут. Чтоб сделать план, часто показывали зарубежные фильмы, очень хорошо шли индийские фильмы, на них всегда был аншлаг.

Помню шел американский фильм «В джазе только девушки» все сеансы шли с аншлагом. Кинотеатр выполнил план с лихвой, и все работники получили денежные премии.

Старожил Металлургического района, председатель общественного движения «Соцгород», экс-депутат Госдумы Андрей Барышев поделился своими воспоминаниями: «Зимой перед клубом заливали большую горку, и мы с друзьями ходили туда кататься. Также в новогодние праздники здесь устраивались народные гуляния, было очень много народу. Конечно, кинотеатр мы тоже посещали, приглашали девчонок. Хорошие были времена…»

Почти каждый вечер в 50 - 70 годы в кинотеатре играл живой эстрадно-симфонический оркестр под руководством Ивана Целлера, в репертуаре которого звучала музыка советских композиторов.

По словам известного башкирского поэта, заслуженного работника культуры РФ и РБ, первого руководителя и основателя башкирского самодеятельного театра ДК «ЧМЗ» Рамазана Шагалева в праздники в кинотеатре часто выступали артисты башкирского театра с другими коллективами ДК.

Ни для кого не секрет, что в районе проживает большой процент башкирского населения, район интернациональный, и такие концерты были частым явлением. В молодые годы мы часто ходили с женой и детьми в кинотеатр нашей молодости. Сам поэт жил поблизости на улице Румянцева, в доме 31, который декламировал свои стихи зрителям на вечерах в кинотеатре.

В фойе был буфет, где продавали свежую выпечку и блюда из общепита ЧМЗ. Ассортимент был весьма широким: горячие вторые блюда, салаты, пирожные, пирожки, лимонады, соки, горячий чай, кофе, и даже пиво. В фойе для детей были установлены игровые автоматы «Морской бой, «Воздушный бой, «Охотник», «Хоккей», «Достань приз».

Сама атмосфера в городских кинотеатрах была совершенно иной. На стенах висели портреты популярных актёров и кадры из известных фильмов. Да и люди приходили в первую очередь смотреть кино, а не скоротать время, как частенько бывает сейчас. Тогда всё внимание зрителей было обращено на экран, никто не отвлекался на посторонние дела, а сосед не хрустел попкорном. 

Киноаппаратная были оснащена кинопроекторами марки «КПТ -3», позже «КПТ -7». В проекторах использовались дуговые лампы, работающие на углях. Для работы осветительной системы нужно было соединить два угольных электрода.

До 60-х годов использовалась «горючая пленка», на нитро-основе, которая буквально воспламенялась, здесь требовалась высокая квалификация киномехаников. Позже перешли на триацитатную пленку — не горючую, безопасную.

В одной смене работали по два киномеханика, и один сменный киноинженер или кинотехник, вторая смена начиналась в 16 часов и продолжалась до последнего сеанса.

Работа киномеханика была сложной, приходилось работать с массивной аппаратурой, выпрямителями, усилителями, трансформаторами. Во время сеанса надо было быстро успеть поменять электроды, почистить кинопроектор от нагара, зарядить фильм в проектор, сделать перемотку киноленты. Одна часть фильма в бобине кинопроектора «крутилась», примерно 10 минут. Если полуторачасовой фильм, то было 8 – 9 частей рулонов фильма. Детские фильмы и мультфильмы были по 7- 8 частей (рулонов пленки).

Транспортировка фильма производилась следующим образом: после окончания срока показа киномеханик перематывал бобину с конца на начало фильма в специальную съемную бобину. Затем снимал ленту и укладывал в коробку и складывал в круглую фильмоноску. Такие фильмоноски были тяжелые неудобные – круглые и громоздкие. Но потом появились другие, удобные похожие на портфели.

Летом в киноаппаратной температура достигала 30 градусов жары, стояла духота, от дуговой лампы сильно нагревался кинопроектор. Кроме того, в работе с аппаратом всегда существовал риск травмировать руки о его движущиеся части или обжечься.

Кондиционера не было, а одна форточка и маленький вентилятор не спасали от жары. Киномеханикам требовалось мужество и большая сноровка, чтоб работать в таких некомфортных условиях.

Вскоре, на смену дуговой лампе в начале 80-х пришли мощные ксеноновые лампы. Бобины поначалу были 300-метровые. Фильм нужно было перемотать на ручной перемотке и менять плёнку в проекторе через 10 минут несколько раз. С появлением 600-метровых бобин киномеханики могли позволить себе немного отдохнуть – количество перемоток сократилось. На одну бобину перематывали две части склеенных частей. За счет этого бобина «крутилась» в проекторе 20 минут, а затем делали ручной переход на другой пост проектора по меткам. Специфика профессии заставляла механиков радоваться своей незаметности, ведь если за целый день никто не вспомнил о киномеханике, это значит, что все показы прошли без проблем.

В 80-е годы в кинотеатрах появились электрические перемотки и пресс для склеивания порванной кинопленки липкой лентой, что значительно облегчило труд киномехаников.

Директором кинотеатра в те годы работала О.Н. Подкорытова, которая буквально с боем «выбивала» зрелищные фильмы в кинопрокате, чтоб в кинотеатре шли кассовые фильмы. Директором ДК ЧМЗ был Зинатов Роман Михайлович.

В кинотеатре перед сеансом всегда демонстрировали киножурнал, затем был небольшой антракт для опоздавших зрителей и начинался фильм.

Вспоминает председатель Областного Башкирского народного центра, преподаватель Челябинского Юридического техникума Венера Акмухаметова: «Помню смотрели с мамой фильм «Знахарь» и очень сопереживали герою фильма. Этот кинотеатр помню до сих пор. Для меня его посещение было большим праздником».

Штат киномехаников пополняли выпускники Карабашской школы киномехаников, выпускники кинотехникумов, а после закрытия школы в Карабаше в 1974 году, киномехаников начали обучать в Челябинске в ПТУ № 101.     

Ремонт и наладку выполняли старший киноинженер Емельянова Т.В. и кинотехники. В задачу киномехаников входила приемка и сдача фильмов, смазка механизмов, технические осмотры, а также заполнение документации.

За порчу кинопленки киномеханик нес материальную ответственность.

В 80-е годы кинотеатр перешел на полную автоматизацию кинопоказа, это означало, что проекторы делали автоматический переход с поста на пост и это повысило качество кинопоказа и облегчило труд киномехаников. Перед сеансами механики включали музыку для зрителей.

В киноаппаратной была комната отдыха киномехаников, где они могли обедать или ужинать. Афишу и анонсы рисовал художник оформитель на больших фанерных щитах, которые размещал на фасаде кинотеатра. После открытия Дворца культуры ЧМЗ в 1957 году, «Металлург» стал филиалом и стал кинозалом, (филиалом), а в Челябинских газетах печатался в рубрике «кинотеатр».  

Кинотеатр «Металлург» находился по улице Жукова, 30. В начале 90-х кинотеатр из-за слабой посещаемости зрителя, пришел в упадок. Здание снесли, сейчас на этом месте построен большой православный Храм, где проходят богослужения и религиозные праздники.


 
Михаил ХАБИРОВ, краевед, бывший технорук кинотеатра «Металлург».