Новости движения Соцгород

История кинотеатра «Россия»

«Россия» — один из первых двухзальных кинотеатров в Металлургическом районе Челябинска, с необычным для тех времен «экраном» из стеклоблоков на фасаде. Торжественно открыл свои двери 8 декабря 1961 года.

До появления «России» главным кинотеатром на ЧМЗ был «Металлург», расположенный в центре жилого массива.  

Новый кинотеатр конечно же был современнее, и находился на главной улице района Б.Хмельницкого. Площадь, где выстроили кинотеатр, благоустроили, посадили кустарники, деревья, поставили скамьи для отдыха, фонари, радовали глаз цветочные клумбы…

Кинотеатр пришелся по вкусу местным жителям, студентам и детям. «Россия» отличалась от других кинотеатров ярким названием и интерьером. Кроме того, у кинотеатра было два зала красный и зеленый. В день можно было посмотреть 2 или 3 фильма, у зрителей было больше выбора.

В кинотеатре демонстрировались лучшие фильмы текущего репертуара.  Поход в кино был доступен каждому — билеты стоили от 10 копеек до 50 копеек в зависимости от возраста (детский/взрослый) и времени суток. Чтобы купить билет, приходилось отстоять в очереди, размер которой был лучшей рекламой фильму.

На самые популярные ленты желающих находилось столько, что билеты доставались не всем. Поэтому часто у входа в кинотеатр люди задавали вопрос: «А у вас не будет лишнего билетика?».

Когда шел кассовый фильм, билеты продавали в кассе по предварительной продаже. Очереди были, порой длинными. Говорят, были случаи, когда кассиры в погоне за дополнительным левым заработком продавали по два билета на одно и то же место. Из-за этого возникали неприятные ситуации, но решались они приставными стульями. Контролеры объясняли, зрителям, банальной ошибкой кассиров и успокаивали их...

По словам бывшего директора кинотеатра, Отличника кинематографии РФ Лидии Бычинской, - «Россия» была одним из ведущих кинотеатров Металлургического района. Его интерьеры, художественную лепнину потолков, удобные кресла и медленно уходящий свет перед сеансом горожане вспоминают с ностальгией. Вечером фойе освещалось большой хрустальной люстрой.

В фойе работал буфет от ресторана «Весна», где продавали мороженное пломбир, а также выпечку, бутерброды, чай, газировки, соки.

Кинотеатр вел многогранную форму просветительной работу со зрителями. Проводились кинофестивали и тематические кинопоказы, недели и дни кино, торжественные премьеры фильмов, кинопанорамы, сеансы-посвящения, тематические и семейные киновечера. Работали кинолекторий, киноклубы, проводились новогодние детские киноутренники, творческие встречи с актерами и создателями фильмов.

По месту учебы или работы билеты можно было приобрести у выездных кассиров, киноорганизаторов и культоргов. На ЧМЗ в каждом цехе работали распространители билетов. Это давало возможность трудящимся до 30 процентов кинобилетов приобретать вне касс. Кинотеатр шефствовал над киносетью Сосновского района. Благодаря этому происходил обмен опытом, помощь в ремонте и монтаже кинооборудования, учеба по передовым методам работы, организация семинаров, кинолекториев, киновечеров.

Когда проводились творческие встречи с актерами в кинотеатре, то эти встречи были и РДК с. Долгодеревенское. Благодаря этому прошли встречи сельских жителей с Ириной Мирошниченко, Светланой Тома, Игорем Костолевским, Кларой Лучко и многими звездами советского кино.

Организацией культмассовых мероприятий занималась методист Вера Колотовникова. Благодаря ее неутомимой работе, было проведено много содержательных кинолекториев и киновечеров.

Рекламу и афиши рисовал на щитах художник-оформитель Валерий Кискин, которые были очень привлекательны для зрителей. Но люди шли и так, не нуждаясь в рекламе. Считалось нормальным ходить на каждый вышедший фильм.

В 60- годы в фойе кинотеатра продавали свежие выпуски журналов и газет, книги, сувениры, фотографии артистов кино. В те годы принято было коллекционировать фотографии кинозвезд. Здесь часто можно было встретить курсантов военного училища штурманов.

Если курсант знакомился с девушкой, он приглашал ее в кино. На танцы — это потом, это когда вы уже знаете друг друга. А сначала - в кино. Жители района всегда с большим удовольствием посещали кинотеатр, ходили семьями, классами, группами, затем обсуждали увиденное, и это объединяло, сплачивало людей.

Особенно много значил кинофильм для простых рабочих, они смотрели кинохронику и новости, этим людям он заменял и газеты, и книги. Фильмы носили познавательный, просветительный и воспитательный характер. Герои фильмов порой оказывали заметное влияние на советское общество, с них брали пример, им подражали, им преклонялись.

Кумиры экрана, всегда помогали пережить трудные моменты жизни, они заряжали силой, энергией духа и убеждения, преодолевать все преграды и вселяли уверенность.

Касалось это внешнего вида. Зачастую одежда персонажей кино, что называется, уходила в народ. Вспомнить хотя бы платья героини Людмилы Гурченко из «Карнавальной ночи» или меховую шапку Нади из «Иронии судьбы». К этим элементам гардероба сразу максимально возрастал интерес. Многие женщины копировали прическу героини фильма «Баббета идет на войну».  

Василий Николаевич Киселев бывший начальник методического отдела городской дирекции киносети рассказал: - что, когда в кинотеатре шел показ интересного зарубежного фильма, ушлые фотографы выпрашивали у киномехаников или у методиста кадры фильма от обрывов пленки или вырезать кадры из сюжета фильма, где снимались известные звезды, за вознаграждение. Затем печатали фотографии купающихся красавиц Марикки Рекк, Элизабет Тейлор, Мерилин Монро, Одри Хепберн, Орнела Мути или актеров индийского кино, которых продавали на базаре, вокзале, поездах и элекричках под видом глухонемых или инвалидов. За 10 кадров, платили десять рублей, за эротику и побольше. Так в одном документальном фильме в 70 -е годы, был сюжет про популярную группу «Битлз», так этот сюжет был вырезан киномеханиками. Это был целый бизнес. Грешили этим и сами киномеханики, которые вырезали кадры, делали фото и сами же, продавали их. 

По словам бывшего директора Лидий Бычинской, - когда утром приходила на работу, замечала, как утром рабочие, отстояв ночную смену на заводе, приходили на утренний сеанс премьерного фильма. Кино было очень популярно у рабочих завода. Один раз в неделю в областном кинопрокате устраивались просмотры для руководителей городских, районых киносетей и кинотеатров. Обычно показывали премьерные три фильма. На лучшие фильмы руководители подавали заявки для нового репертуара. В школьные годы в «Россию» ходил смотреть фильмы губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

Одним из главных специалистов кинопроцесса кинотеатра был старший киноинженер Павел Филиппович Шефер, выпускник Карабашской школы киномехаников 1972 года, и Ростовского кинотехникума.

Надо сказать, что Карабашская школа, дала путевку для многих ребят на всю жизнь. В школе преподавали прекрасные педагоги: Олег Рутковский, Борис и Елена Елагины, Александр Катков и др.
    
Киномеханик – есть основное лицо кинематографа. Тот человек, от которого зависит все! Да-да, именно ВСЕ! От его качественной работы зависело настроение зрителя, касса и зачастуя и репутация кинотеатра. Киноаппаратные размещались на 3-м этаже.

Киномеханики работали с громоздкими, сложными, кинопроекторами, трансформаторами, выпрямителями, ламповыми усилителями. Изначально в аппаратной стояли чехословацкие проекторы, работающие на углях - марки «Мео- 4СК», «Мео-4», затем были проекторы с ксеноновой лампой советские «23 КПК».

Позже были смонтированы первоклассные проекторы «МЕО-5Х» (Чехословакия). с ременным механизмом передач. После окончания части фильма, в проекторе производилась автоматическая перемотка части фильма.

Обслуживание проекторов требовало от специалистов не только знаний, сноровки и молниеносной реакции, но и высокой физической выносливости. Несмотря на тяжелую работу, среди киномехаников работали и женщины.
 Работа механика была трудоемкой: к каждому сеансу требовалось подготовить оборудование, пленку. В 30-70-годы в проекторах в качестве источника света использовали угли, которые были похожи на электроды сварочных аппаратов. Они неравномерно обгорали, и освещенность на экране менялась.       

Киномеханику всю смену приходилось регулировать этот процесс на экране. Затем появились ксеноновые лампы, которые облегчили работу, но были взрывоопасны, выделяли вредный газ. Киномеханикам этой сложной профессии по долгу службы часто приходилось контактировать с кинолентами, обработанными химическими составами, которые могли вызывать аллергические реакции и болезни органов дыхания. Сейчас также применяют ксеноновые лампы, но уже современные модели, — рассказывает Павел Шефер.

Одной из основных задач киномехаников, являлась зарядка (заправка) кинопленки в проекторы, которых в одной аппаратной насчитывалось не менее трех постов. Подготовка электродов для осветительной системы и замена после окончания каждой части фильма. Обеспечение качественного показа фильма.

Признаком высочайшего мастерства специалиста считался незаметный для зрителя, плавный переход от одной части киноленты к другой.    – называлось это на языке киношников «перейти с поста на пост». Позже, с появлением специальных устройств автоматизации кинопоказа переходы делал автомат.

В случае внезапного обрыва пленки механик должен был экстренно устранить неполадку, восстановив показ картины в течение нескольких минут. Это случалось из-за низкой категории фильмокопии.

Фильмы хранились на бобинах в фильмостатах. Вес одного такого носителя мог достигать 40 килограммов, что требовало от киномехаников тех времен недюжинной физической силы и выносливости. При этом на одной бобине обычно умещалось от 300 до 600 метров пленки. что соответствовало 10 - 20 минутам показа.

По его словам, много работы было и с пленкой. Один фильм мог состоять из 8–10 частей.

 Во время приемки, ленту перематывали вручную, осматривали ее техническое состояние. В конце 70-х годов появились автоматические перемоточные устройства, — рассказывает собеседник. — Когда фильм сдавали в кинопрокат, части расклеивали, к ним присоединяли раккорды и упаковывали в коробки. На цифровой кинопоказ в Челябинске начали переходить примерно с 2010 года.
 Сегодня кино стало гораздо доступнее, кинозалы появились даже в торговых центрах, но прежних аншлагов уже нет, поскольку разучились работать со зрителем на предприятиях, — отмечает Павел Шефер. 

Лидия Бычинская считает, что будущее кинематографа за цифровыми технологиями. 

Наибольшая загрузка киномехаников возникала в период премьер, когда зрители тянулись в кинотеатры нескончаемым потоком. В погоне за кассой, интервалы между сеансами сокращали до 10 или 5 минут, проектора не успевали охладится. Тогда киномеханики работали без передышки.

Когда шел кассовый фильм, один и тот же, фильм могли показать, через час в другом зале. После того как «прокрутили» несколько частей, их перематывали и передавали в соседнюю аппаратную, для показа в другом зале.

Благо аппаратные были рядом. Когда появились бесперемоточные устройства- платтеры, один фильм могли одновременно показать в двух залах. Это было очень удобно, ведь фильм не нужно было перематывать.

Стоит заметить, что при всех специфических сложностях своей деятельности киномеханики зарабатывали в 80-х годах, не больше других представителей рабочих профессий. Киномеханик первой категорий получал 120 рублей. Слаженно работали киномеханики, - Зоя Киселева, Нина Хорошева, Ирина Геймбух, Игорь Адгамов. Старшим инженером долгие годы работал Гарри Карлович Сальников -Штромм, которого сменил Павел Шефер.        

Кстати, за заслуги в развитии кинематографии и многолетний труд Павел Филиппович Шефер был награжден 1999 году медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

К концу 80-х технический прогресс и открытые границы отодвинули кинотеатры на второй план. Постепенно стали появляться видеомагнитофоны (к середине 90-х они были уже в большинстве российских семей), и смотреть кино можно было, не выходя из дома, и именно то, что хочется. Видеотехника со временем стала новой реальностью, заменившей походы в кинотеатр. Чтоб быть на плаву, один из залов кинотеатра закрыли, а в одном показывали видеофильмы.

Длиннющие очереди у касс растворились в 90-х годах. Видеосалоны буквально наводнили город. Народу показывали «клубничку». Затем ажиотаж на видео исчез, пустовали и кинотеатры. Смотреть там было нечего (наблюдался затяжной кризис жанра, и давил общий пессимизм). Чтоб как-то выживать в конце 90-х в кинотеатре проводились башкирские дискотеки, где одним из организаторов был Айбулат Хажин, ныне Министр образования и науки РБ.

Дикая инфляция, нестабильность загоняли людей в квартиры. Даже улицы Челябинска погружались во мрак. Некоторое время «Россия» пыталась оставаться на плаву, но в итоге кино покинуло его стены.

Когда все более-менее «устаканилось», начался стремительный всплеск. Открылись кафе и бары, открылся первый ночной клуб, развлечений стало гораздо больше. Плавно и незаметно 90-ые переросли в 2000-ые, у горожан появился большой выбор мест развлечения.

Долгое время в начале 2000-х двухзальный кинотеатр находился на реконструкции. В дальнейшем он входил в холдинг «Мегаполис», одновременно мог вместить 370 зрителей.

На трех этажах комплекса было два кинозала: "красный зал" был оснащен современной аппаратурой для показа фильмов с технологией 3D и способен вместить 210 человек, а "зеленый зал" рассчитан на 159 мест. Последний ряд "красного зала" был оборудован маленькими диванчиками на двоих человек, а "зеленый" - креслами повышенной комфортности - более широкими и комфортными. В ноябре 2009 года кинотеатр "Россия" вошел в состав холдинга "Мегаполис".

«Никакая, даже самая лучшая домашняя кинотехника и телевизор с огромной диагональю не заменят большого кино. Дело и в единении людей: ведь плакать и смеяться всегда лучше вместе. И каждый поход в кино – это таинство. Оно начинается каждый раз в момент, когда в зале медленно гаснет свет, запускается киноаппарат и в лучах света начинают танцевать пылинки», рассказывает Лидия Бычинская.
    
Кинотеатр «Россия», расположенный в развлекательном центре «Мегаполис» в Челябинске, в 2015 году прекратил показ фильмов. Как сообщили в холдинге «Мегаполис». Показ фильмов сейчас рентабелен только в кинотеатрах с большим числом залов, отмечают в руководстве развлекательного центра. Сегодня в помещении бывшего кинотеатра размещается магазин одежды.



Михаил Хабиров, краевед