Продолжаем публиковать очерки нашего постоянного автора, челябинского краеведа Михаила Хабирова, друга и соратника общественного движения «Соцгород», который хорошо знает историю родного края и пишет о людях, внесших неоценимый вклад в развитие Южного Урала.
Сегодня представляем вашему вниманию очерк о киномеханике Рифкате Абдуллине.
Рифката Файзулловича Абдуллина хорошо знают и уважают в Челябинске, и в Кунашакском районе, особенно кто связан с национальной самодеятельностью и культурой башкир и татар. Еще бы, ведь без малого 30 лет жизни он посвятил профессии киномеханика, проявив себя как высококвалифицированный специалист, преданный профессии, которую он выбрал еще в молодости.
Родился Рифкат ФайзулловичАбдуллин25 июня 1954 года в старинном селе Кунашак, в многодетной дружной сельской семье, где кроме него были девять братьев и сестер. Отца будущего киномеханика звали Файзулла Мухубуллович Абдуллин, он прошел всю Великой Отечественной Войне, воевал с японцами в стрелковом полку, получил ранение. Вернулся с войны, с орденами и медалями в Кунашак. И всю свою сознательную жизнь, проработал комбайнером в родном совхозе «Восход». Хотя семья и была многодетной, но в ней всегда царили покой и порядок.
- Мой отец Файзулла Мухубуллович. Всю свою жизнь посвятил сельскому хозяйству, летом во время страды, мы его редко видели дома, потому что он был на уборке урожая. Всегда отец нас воспитывал своим личным примером, глядя на него, мы все выросли послушными, трудолюбивыми и честными, людьми - рассказывает Рифкат Абдуллин.
Сегодня представляем вашему вниманию очерк о киномеханике Рифкате Абдуллине.
Рифката Файзулловича Абдуллина хорошо знают и уважают в Челябинске, и в Кунашакском районе, особенно кто связан с национальной самодеятельностью и культурой башкир и татар. Еще бы, ведь без малого 30 лет жизни он посвятил профессии киномеханика, проявив себя как высококвалифицированный специалист, преданный профессии, которую он выбрал еще в молодости.
Родился Рифкат ФайзулловичАбдуллин25 июня 1954 года в старинном селе Кунашак, в многодетной дружной сельской семье, где кроме него были девять братьев и сестер. Отца будущего киномеханика звали Файзулла Мухубуллович Абдуллин, он прошел всю Великой Отечественной Войне, воевал с японцами в стрелковом полку, получил ранение. Вернулся с войны, с орденами и медалями в Кунашак. И всю свою сознательную жизнь, проработал комбайнером в родном совхозе «Восход». Хотя семья и была многодетной, но в ней всегда царили покой и порядок.
- Мой отец Файзулла Мухубуллович. Всю свою жизнь посвятил сельскому хозяйству, летом во время страды, мы его редко видели дома, потому что он был на уборке урожая. Всегда отец нас воспитывал своим личным примером, глядя на него, мы все выросли послушными, трудолюбивыми и честными, людьми - рассказывает Рифкат Абдуллин.
Его мама Майсафа Абдулловна воспитывала десятерых детей, была мать-героиней, а летом работала поваром на полевом стане, готовила вкусные супы и разные блюда, кормила комбайнеров и трактористов. По словам односельчан была прекрасной мамой и хозяйкой в семье и пользовалась уважением всего села.
Мама знала много старинных сказок и легенд. Родители Рифката, были настоящими просвещенными людьми своего времени и воспитывали детей, прививая им трудолюбие и целеустремленность, как было принято в кунашакских семьях. Рифкат в семье был седьмым ребенком из десяти детей.
Школа в Кунашаке, где учился Рифкат Абдуллин располагалась в деревянном здании бывшей мечети на улице Комсомольской, недалеко от их родного дома. Будучи, еще пионером Рифкат любил декламировать стихи в школьной самодеятельности, активно участвовал в общественной жизни школы и всегда был в центре событий пионерской жизни.
С детства мальчик отличался незаурядным чувством юмора и писал короткие сатирические заметки. Он вообще рос разносторонним мальчиком, часто выученные монологи из фильмов, использовал в шуточных сценах, показывал фокусы друзьям, учился прилежно, и любил читать стихи Габдуллы Тукая, С. Есенина, Мажита Гафури.
По окончании 8 классов сельской школы, чтобы как-то помочь своей семье, пошел работать в Кунашакскую дирекцию киносети, учеником киномеханика в РДК. В то время, такое практиковалась из-за нехватки специалистов в киносети. Поработав немного, по совету брата вместе с ним, поехал учиться в Челябинск, на курсы сварщиков. После обучения работал в Челябинском заводе монтажных заготовок. Но, из-за вредного производства, юноша вынужден был уйти из профессии навсегда.
В 1973 году вернулся в родной Кунашак и продолжил работать учеником киномеханика. Киноаппаратура и процесс кинопоказа заворожили его на всю жизнь. Его наставниками были прекрасные люди Варис Гайнуллин, Светлана Циханович. Работая и одновременно обучаясь, Рифкат сдал экзамен на киномеханика 3 категории, после чего стал работать помощником киномеханика. В годы его юности актуально звучал призыв первых пятилетов «Овладеть техникой!». Это казалось самым трудным для процветания страны, но и самым трудным. А теперь часто слышишь: «Мне хоть куда, только не с людьми работать! Тяжело».
Научиться работать с людьми, жить среди людей достойно — это наука, оказывается, посложнее, чем овладение техникой. Но, у некоторых просто врожденные способности к этой науке. Вот и Рифкат, видно из таких.
В 1975 году по инициативе незаурядного легендарного директора Кунашакской киносети Галины Мухаметжановны Шафигиной, молодого перспективного парня, направили учиться в г.Карабаш на киномеханика в ГПТУ № 16. В то время в Карабаше, это было единственное старейшее учебное заведение на Южном Урале, где обучали на киномехаников, которое было основано еще в 1948 году.
Первую путевку в жизнь дала именно, Галина Шафигина, неутомимый лидер всей районной киносети. Своего первого руководителя, Рифкат вспоминает с большой теплотой и благодарностью. Надо, сказать, что благодаря неутомимой энергии директора, удалось установить шефство лучшего челябинского кинотеатра «Урал» над Кунашакской киносетью.
Карабашское учебное заведение было оснащено современным оборудованием, где обучали прекрасные преподаватели из Ленинграда и Ростова. Сельский парень с головой окунулся в удивительный мир кино. Просиживая на лекциях по кинотехнике, усилительной технике или организации работы киносети. Он с жадностью слушал преподавателей Ленинградской школы, прошедших войну. Навсегда в его памяти остались уроки доброты, нравственности.
- До сих пор он признателен тем, кто был его учителями, наставниками, истинными друзьями. Особенно тепло вспоминает он о своем мастере производственного обучения Борисе Елагине, который был очень требовательным, строгим, но у которого многому научился. «Мне очень нравилось показывать самому фильм. Это были, поистине, волшебные часы. У нас были прекрасные педагоги, влюбленные и знающие свое дело, - вспоминает с теплотой Рифкат Абдуллин.
Проучившись 3 месяца, и успешно сдав госэкзамены на квалификацию киномеханика 2 категории, молодой Рифкат возвращается в Кунашак и начинает работать техническим руководителем в Кунашакской киносети. А в свободное время Рифкат Абдуллин с увлечением занимался в коллективе башкирской художественной самодеятельности в РДК, где художественным руководителем работал Ганс Рамазанович Рахматуллин. В те годы в Доме культуры действовал ВИА «Кристалл», организатором и художественным руководителем был молодой Малик Лукманов, который работал художником оформителем районной киносети. ВИА «Кристалл» пользовался невероятным успехом у местной молодежи. Кроме, Кунашака они выступали на танцах в соседних башкирских деревнях в Курманово, Сары, Муслюмово, Султаново.
В свои выходные дни, он ездил с национальным коллективом по соседним башкирским деревням и вел концерты и праздничные вечера. С гастролями объездил весь район, и почти всю область.
По праздникам и знаменательным датам, творческая группа работников киносети устраивала концерты для кинозрителей. Киноаппаратная в РДК располагалась на втором этаже, где стояли два проектора «КПТ-1». Переходы с поста на пост, механики делали по сигнальным меткам. Автоматики не было.
Позднее в 80-е годы произошла замена на современные проекторы «23-КПК».
Тогда в те годы в кинопроекторах использовались дуговые лампы, работающие на углях. Они могли в любой момент погаснуть. Для освещения нужно было соединить два угольных электрода. В одной смене работали по три киномеханика, надо было быстро успевать поменять электроды, зарядить фильм в кинопроектор, сделать перемотку. Одна часть фильма в кинопроекторе крутилась примерно 10 минут. Если полуторачасовой фильм, то было 8 – 9 частей рулонов фильма. Летом в киноаппаратной стояла жара. Вскоре им на смену пришли мощные ксеноновые лампы. В РДК было три или два сеанса, утренний был детским, а два вечерних были взрослыми.
Когда не хватало киномехаников на киноустановках района, или кто был в отпуске, то Рифката посылали работать в эти глубинки. Так ему временно довелось, поработать и пожить несколько месяцев в с. Ибрагимово. Где, он чуть не женился на местной башкирке.
В 1976 году Рифкат уезжает в Челябинск и устраивается на работу в кинотеатр «Спутник» киномехаником, затем переходит работать в большой престижный широкоформатный кинотеатр «Искра», где директором работала Александра Максимовна Нигматуллина, жена прославленного героя и ветерана ВОВ, уроженца с. Кунашак, Галия Нигматуллина. Кстати, имя Героя носит одна из улиц Кунашака.
В то время, в «Искре» работал один из опытных специалистов, старшим киноинженером Александр Федорчук. Он был соратником и другом главного инженера областного Управления кинофикации Олега Рутковского. Которого вскоре назначили старшим инженером в кинотеатр «Урал», а он в свою очередь позвал за собой, хорошо зарекомендовавшего в работе Рифката Абдуллина. Так он стал работать в самом лучшем кинотеатре области.
Способность творить и желание экспериментировать и радовать своих земляков привели Рифката Абдуллина в самодеятельность, в народный театр, при ДК ЧТЗ, которым руководил в 60 - 80-е годы прекрасный режиссер Гата Салимов.
Мама знала много старинных сказок и легенд. Родители Рифката, были настоящими просвещенными людьми своего времени и воспитывали детей, прививая им трудолюбие и целеустремленность, как было принято в кунашакских семьях. Рифкат в семье был седьмым ребенком из десяти детей.
Школа в Кунашаке, где учился Рифкат Абдуллин располагалась в деревянном здании бывшей мечети на улице Комсомольской, недалеко от их родного дома. Будучи, еще пионером Рифкат любил декламировать стихи в школьной самодеятельности, активно участвовал в общественной жизни школы и всегда был в центре событий пионерской жизни.
С детства мальчик отличался незаурядным чувством юмора и писал короткие сатирические заметки. Он вообще рос разносторонним мальчиком, часто выученные монологи из фильмов, использовал в шуточных сценах, показывал фокусы друзьям, учился прилежно, и любил читать стихи Габдуллы Тукая, С. Есенина, Мажита Гафури.
По окончании 8 классов сельской школы, чтобы как-то помочь своей семье, пошел работать в Кунашакскую дирекцию киносети, учеником киномеханика в РДК. В то время, такое практиковалась из-за нехватки специалистов в киносети. Поработав немного, по совету брата вместе с ним, поехал учиться в Челябинск, на курсы сварщиков. После обучения работал в Челябинском заводе монтажных заготовок. Но, из-за вредного производства, юноша вынужден был уйти из профессии навсегда.
В 1973 году вернулся в родной Кунашак и продолжил работать учеником киномеханика. Киноаппаратура и процесс кинопоказа заворожили его на всю жизнь. Его наставниками были прекрасные люди Варис Гайнуллин, Светлана Циханович. Работая и одновременно обучаясь, Рифкат сдал экзамен на киномеханика 3 категории, после чего стал работать помощником киномеханика. В годы его юности актуально звучал призыв первых пятилетов «Овладеть техникой!». Это казалось самым трудным для процветания страны, но и самым трудным. А теперь часто слышишь: «Мне хоть куда, только не с людьми работать! Тяжело».
Научиться работать с людьми, жить среди людей достойно — это наука, оказывается, посложнее, чем овладение техникой. Но, у некоторых просто врожденные способности к этой науке. Вот и Рифкат, видно из таких.
В 1975 году по инициативе незаурядного легендарного директора Кунашакской киносети Галины Мухаметжановны Шафигиной, молодого перспективного парня, направили учиться в г.Карабаш на киномеханика в ГПТУ № 16. В то время в Карабаше, это было единственное старейшее учебное заведение на Южном Урале, где обучали на киномехаников, которое было основано еще в 1948 году.
Первую путевку в жизнь дала именно, Галина Шафигина, неутомимый лидер всей районной киносети. Своего первого руководителя, Рифкат вспоминает с большой теплотой и благодарностью. Надо, сказать, что благодаря неутомимой энергии директора, удалось установить шефство лучшего челябинского кинотеатра «Урал» над Кунашакской киносетью.
Карабашское учебное заведение было оснащено современным оборудованием, где обучали прекрасные преподаватели из Ленинграда и Ростова. Сельский парень с головой окунулся в удивительный мир кино. Просиживая на лекциях по кинотехнике, усилительной технике или организации работы киносети. Он с жадностью слушал преподавателей Ленинградской школы, прошедших войну. Навсегда в его памяти остались уроки доброты, нравственности.
- До сих пор он признателен тем, кто был его учителями, наставниками, истинными друзьями. Особенно тепло вспоминает он о своем мастере производственного обучения Борисе Елагине, который был очень требовательным, строгим, но у которого многому научился. «Мне очень нравилось показывать самому фильм. Это были, поистине, волшебные часы. У нас были прекрасные педагоги, влюбленные и знающие свое дело, - вспоминает с теплотой Рифкат Абдуллин.
Проучившись 3 месяца, и успешно сдав госэкзамены на квалификацию киномеханика 2 категории, молодой Рифкат возвращается в Кунашак и начинает работать техническим руководителем в Кунашакской киносети. А в свободное время Рифкат Абдуллин с увлечением занимался в коллективе башкирской художественной самодеятельности в РДК, где художественным руководителем работал Ганс Рамазанович Рахматуллин. В те годы в Доме культуры действовал ВИА «Кристалл», организатором и художественным руководителем был молодой Малик Лукманов, который работал художником оформителем районной киносети. ВИА «Кристалл» пользовался невероятным успехом у местной молодежи. Кроме, Кунашака они выступали на танцах в соседних башкирских деревнях в Курманово, Сары, Муслюмово, Султаново.
В свои выходные дни, он ездил с национальным коллективом по соседним башкирским деревням и вел концерты и праздничные вечера. С гастролями объездил весь район, и почти всю область.
По праздникам и знаменательным датам, творческая группа работников киносети устраивала концерты для кинозрителей. Киноаппаратная в РДК располагалась на втором этаже, где стояли два проектора «КПТ-1». Переходы с поста на пост, механики делали по сигнальным меткам. Автоматики не было.
Позднее в 80-е годы произошла замена на современные проекторы «23-КПК».
Тогда в те годы в кинопроекторах использовались дуговые лампы, работающие на углях. Они могли в любой момент погаснуть. Для освещения нужно было соединить два угольных электрода. В одной смене работали по три киномеханика, надо было быстро успевать поменять электроды, зарядить фильм в кинопроектор, сделать перемотку. Одна часть фильма в кинопроекторе крутилась примерно 10 минут. Если полуторачасовой фильм, то было 8 – 9 частей рулонов фильма. Летом в киноаппаратной стояла жара. Вскоре им на смену пришли мощные ксеноновые лампы. В РДК было три или два сеанса, утренний был детским, а два вечерних были взрослыми.
Когда не хватало киномехаников на киноустановках района, или кто был в отпуске, то Рифката посылали работать в эти глубинки. Так ему временно довелось, поработать и пожить несколько месяцев в с. Ибрагимово. Где, он чуть не женился на местной башкирке.
В 1976 году Рифкат уезжает в Челябинск и устраивается на работу в кинотеатр «Спутник» киномехаником, затем переходит работать в большой престижный широкоформатный кинотеатр «Искра», где директором работала Александра Максимовна Нигматуллина, жена прославленного героя и ветерана ВОВ, уроженца с. Кунашак, Галия Нигматуллина. Кстати, имя Героя носит одна из улиц Кунашака.
В то время, в «Искре» работал один из опытных специалистов, старшим киноинженером Александр Федорчук. Он был соратником и другом главного инженера областного Управления кинофикации Олега Рутковского. Которого вскоре назначили старшим инженером в кинотеатр «Урал», а он в свою очередь позвал за собой, хорошо зарекомендовавшего в работе Рифката Абдуллина. Так он стал работать в самом лучшем кинотеатре области.
Способность творить и желание экспериментировать и радовать своих земляков привели Рифката Абдуллина в самодеятельность, в народный театр, при ДК ЧТЗ, которым руководил в 60 - 80-е годы прекрасный режиссер Гата Салимов.
Большинство образов, сыгранных Рифкатом, все-таки относятся ко второму плану. Однако за два десятилетия актерской деятельности Рифкат Абдуллин успел полюбиться зрителям в своей ипостаси честного, прямолинейного и доброго героя. Рифкат, был невероятно обаятельным и простым на сцене, никогда не кичился своими успехами. Молодой Рифкат пользовался в театре искренней любовью современников, его герои подпитывали зрителей положительными эмоциями.
В 90-е годы, когда театр прекратил свое существование и режиссер Гата Салимов ушел на пенсию, Рифкат перешел заниматься в народный коллектив «Айгуль» в ДК ЧМЗ, где руководил его прославленный земляк, из Муслюмово башкирский поэт и музыкант, заслуженный работник культуры России и Республики Башкортостан - Рамазан Шагалеев. Здесь он вел концерты и исполнял популярные песни. В коллективе «Айгуль», он встретил свою любовь - Фирзию. После нескольких лет дружбы и прелюдий, они поженились.
После коллектива «Айгуль», вместе с женой начали выступать в ансамбле «Алтын планка» в ДК Слепых и в ансамбле «Юлдаш». Без участия Рифката Файзулловича не обходился не один Сабантуй города. Рифкат вместе с женой вырастили и воспитали двоих детей. Сейчас у них растут внуки.
В чем счастье человека? Ответ на этот вопрос можно сформулировать так: в радости от впечатлений жизни. И таким счастьем обладает бывший киномеханик с душой артиста Рифкат Абдуллин, заслуживший своим добросовестным многолетним трудом на ниве киносети Челябинска уважение и признание многих соотечественников.
Любимая работа, широкий круг общения с коллегами области, благополучие семьи и еще многое другое — каждая область жизни подарила ветерану кинофикации Рифкату Файзулловичу немало радостных впечатлений. Они еще больше подпитывали его энергию и целеустремленность, которыми, в свою очередь, заряжались и коллеги. Просто петь в ансамбле Рифкату Файзулловичу оказалось мало. Он увлекся коллекционированием старинных музыкальных народных инструментов -Кубызов. Он расширил свои творческие горизонты, и самостоятельно научился играть на народном инструменте - Кубызе. Но собирает Рифкат не только кубызы, но и другие музыкальные инструменты. А также старинные антикварные предметы и самовары.
В его коллекции есть разные самовары: советский угольный с тульской фабрики, купеческий -второй половины ХIХ века, с фабрики братьев Воронцовых. И даже медный сбитник (чайник-самовар) завода Демидовых середины ХVIII века. Когда был у него в квартире, то насчитал около 20-ти самоваров. Кроме, коллекционирования он увлекается техникой шитья бисером, так у него появились картины из бисера. А также он шьет национальные мусульманские тюбетейки с разными узорами и стразами. Многие, люди заказывают ему пошив.
В 90-е годы, когда театр прекратил свое существование и режиссер Гата Салимов ушел на пенсию, Рифкат перешел заниматься в народный коллектив «Айгуль» в ДК ЧМЗ, где руководил его прославленный земляк, из Муслюмово башкирский поэт и музыкант, заслуженный работник культуры России и Республики Башкортостан - Рамазан Шагалеев. Здесь он вел концерты и исполнял популярные песни. В коллективе «Айгуль», он встретил свою любовь - Фирзию. После нескольких лет дружбы и прелюдий, они поженились.
После коллектива «Айгуль», вместе с женой начали выступать в ансамбле «Алтын планка» в ДК Слепых и в ансамбле «Юлдаш». Без участия Рифката Файзулловича не обходился не один Сабантуй города. Рифкат вместе с женой вырастили и воспитали двоих детей. Сейчас у них растут внуки.
В чем счастье человека? Ответ на этот вопрос можно сформулировать так: в радости от впечатлений жизни. И таким счастьем обладает бывший киномеханик с душой артиста Рифкат Абдуллин, заслуживший своим добросовестным многолетним трудом на ниве киносети Челябинска уважение и признание многих соотечественников.
Любимая работа, широкий круг общения с коллегами области, благополучие семьи и еще многое другое — каждая область жизни подарила ветерану кинофикации Рифкату Файзулловичу немало радостных впечатлений. Они еще больше подпитывали его энергию и целеустремленность, которыми, в свою очередь, заряжались и коллеги. Просто петь в ансамбле Рифкату Файзулловичу оказалось мало. Он увлекся коллекционированием старинных музыкальных народных инструментов -Кубызов. Он расширил свои творческие горизонты, и самостоятельно научился играть на народном инструменте - Кубызе. Но собирает Рифкат не только кубызы, но и другие музыкальные инструменты. А также старинные антикварные предметы и самовары.
В его коллекции есть разные самовары: советский угольный с тульской фабрики, купеческий -второй половины ХIХ века, с фабрики братьев Воронцовых. И даже медный сбитник (чайник-самовар) завода Демидовых середины ХVIII века. Когда был у него в квартире, то насчитал около 20-ти самоваров. Кроме, коллекционирования он увлекается техникой шитья бисером, так у него появились картины из бисера. А также он шьет национальные мусульманские тюбетейки с разными узорами и стразами. Многие, люди заказывают ему пошив.
Часто семью Абдуллиных приглашают участвовать с коллекциями самоваров на различные выставки и праздники. За свою активную жизнь награжден подарками, многочисленными Почетными грамотами и благодарственными письмами.
Коллекция растет из года в год и пополняется новыми экспонатами. В его мечтах открыть музей, чтоб люди могли соприкоснуться с историей своего народа и страны.
Участие в самодеятельности открыла моему герою огромные горизонты для творчества и самореализации. Рифкат Абдуллин всегда мечтал, чтобы его творческая работа была интересна и мотивировала на постоянное самосовершенствование. Что ж, всё сбылось!
Мухамат Хабиров, краевед.
Коллекция растет из года в год и пополняется новыми экспонатами. В его мечтах открыть музей, чтоб люди могли соприкоснуться с историей своего народа и страны.
Участие в самодеятельности открыла моему герою огромные горизонты для творчества и самореализации. Рифкат Абдуллин всегда мечтал, чтобы его творческая работа была интересна и мотивировала на постоянное самосовершенствование. Что ж, всё сбылось!
Мухамат Хабиров, краевед.